Описание заданий раздела 3 и образцы решений

Описание заданий раздела 3 и образцы решений

В разделе 3 даны такие задания, в которых не хватает одного слова во второй паре слов. Первая пара слов – полная, состоящая из двух взаимосвязанных по смыслу слов; нужно понять смысл этой взаимосвязи, чтобы в соответствии с ним выбрать недостающее во второй паре слово из пяти слов, приводимых ниже.

Образец 1.

1. Лес – дерево; луг – ?

а) куст; б) пастбище; в) трава; г) сено; д) тропинка.

Ответ 1 в, так как взаимное отношение леса и деревьев имеет такой же смысл, как взаимное отношение луга и травы.

Образец 2.

2. Темный – светлый; мокрый – ?

а) дождливый; б) сырой; в) пасмурный; г) влажный; д) сухой.

Ответ 2 д, так как взаимное отношение темного и светлого имеет такой же противоречивый смысл, как взаимное отношение мокрого и сухого.

Раздел 3. Задания 41–60

41. Школа – директор; кружок – ?

а) председатель; б) член; в) руководитель; г) заведующий; д) посетитель.

42. Часы – время; термометр – ?

а) прибор; б) измерение; в) ртуть; г) тепло; д) температура.

43. Искать – находить; размышлять – ?

а) запоминать; б) приходить к выводу; в) расследовать; г) петь; д)вспоминать.

44. Круг – шар; квадрат – ?

а) призма; б) прямоугольник; в) тело; г) геометрия; д) куб.

45. Действие – успех; обработка – ?

а) товар; б) труд; в) отделка; г) достижение; д) цена.

46. Животное – коза; пища – ?

а) продукт; б) еда; в) обед; г) хлеб; д) кухня.

47. Голод – худоба; труд – ?

а) усилие; б) усталость; в) энтузиазм; г) плата; д) отдых.

48. Луна – Земля; Земля – ?

а) Марс; б) звезда; в) Солнце; г) планета; д) воздух.

49. Ножницы – резать; орнамент – ?

а) вышивать; б) украшать; в) создавать; г) рисовать; д) выпиливать.

50. Автомобиль – мотор; яхта – ?

а) борт; б) киль; в) корма; г) парус; д) мачта.

51. Роман – пролог; опера – ?

а) афиша; б) программа; в) либретто; г) увертюра; д) ария.

52. Ель – дуб; стол – ?

а) мебель; б) шкаф; в) скатерть; г) гардероб; д) гарнитур.

53. Язык – горький; глаз – ?

а) зрение; б) красный; в) очки; г) свет; л) зоркий.

54. Пища – соль; лекция – ?

а) скука; б) конспект; в) юмор; г) беседа; д) язык.

55. Год – весна; жизнь – ?

а) радость; б) старость; в) рождение; г) юность; д) учеба.

56. Решение – боль; превышение скорости – ?

а) расстояние; б) протокол; в) арест; г) авария; д) сопротивление воздуха.

57. Наука – математика; издание – ?

а) типография; б) рассказ; в) журнал; г) газета «Вести»; д)редакция.

58. Горы – перевал; река – ?

а) лодка; б) мост; в) брод; г) паром; д) берег.

59. Кожа – осязание; глаз – ?

а) освещение; б) зрение; в) наблюдение; г) взгляд; д) смущение.

60. Грусть – настроение; гнев – ?

а) печаль; б) ярость; в) страх; г) аффект; д) прощение.

Описание заданий раздела 4 и образцы решений

В заданиях этого раздела содержится всего по два слова, которые объединены общим смыслом. Этот их общий смысл нужно постараться передать одним, в крайнем случае – двумя словами. Это одно слово и будет ответом на задание, его нужно записать рядом с номером задания.

Образец 1.

Ответ: 1. зерновые, так как это слово точно передает общий смысл обоих слов, объединяя их этим общим смыслом.

Образец 2.

Ответ: 2. пища, так как это слово правильно выражает общий смысл обоих названных слов.

Раздел 4. Задания 61–76

Описание заданий раздела 5 и образцы решений

В этом разделе даны простые задачи, которые по существу являются не столько арифметическими, сколько практическими. Поэтому решая их, необходимо быть внимательным в отношении практического смысла ваших ответов. Это позволит проверить правильность вашего решения не только по содержанию вычислений, но и по необходимости этих, а не других вычислений.

Образец 1.

1. Книга стоит 25 монет. Сколько стоят 3 книги?

Ответ: 75 (монет), так как здесь действительно необходимо умножить: 25 х 3. Правильная запись ответа: 1.75.

Образец 2.

2. Лодка плывет по течению реки со скоростью 10 км/час, а скорость этого течения составляет 4 км/час. Какова скорость лодки относительно берега?

Ответ: 14 км/час, так как в этой задаче необходимо сложить скорость лодки и течения воды: 10 + 4. Правильная запись ответа: 2. 11.

Раздел 5. Задания 77–96

77. У мальчика было 100 монет, из них он истратил 15. Сколько монет у него осталось?

78. Сколько километров проедет автомобиль за 9 часов, если его скорость составляет 70 км/час?

79. Фрукты в 15 ящиках весят 280 кг, а каждый пустой ящик весит 3 кг. Каков чистый вес фруктов?

80. Траншею 6 человек выкопают за 72 часа. За сколько часов выкопают такую же траншею 18 человек?

81. Упаковка из трех шариковых ручек стоит 5 монет. Сколько шариковых ручек можно приобрести на 60 монет?

82. Человек пробегает 1,5м за четверть секунды. Какое расстояние этот человек пробежит за 10 секунд?

83. Дерево находится в 20 м севернее дома, а дом расположен в 15 м севернее пруда. Каково расстояние от дерева до пруда?

84. Кусок материи длиной 3,5 м стоит 70 монет. Сколько стоит 2,5 м такой же материи?

85. Рабочие выполнят задание вчетвером за 90 дней. Сколько нужно рабочих для выполнения такого же задания за половину дня?

86. Проволока длиной 48 см при нагревании увеличивается до 56 см. Какова будет длина 72-сантиметровой проволоки при ее нагревании?

87. В мастерской за 8 часов делают 280 стульев. Сколько стульев будет изготовлено в этой мастерской за полтора часа?

88. Сплав составляется из двух частей серебра и трех частей олова. Сколько граммов олова потребуется для получения 15 г сплава?

89. Один человек зарабатывает в день 3 сотни монет, а другой – 5 сотен. Вместе они зарабатывают 120 сотен монет за половину месяца. Сколько сотен монет зарабатывает за 15 дней первый из этих двоих людей?

90. За одно и то же время первый ткацкий цех выпускает 60 м материи, а второй – 40 м. Сколько материи изготовит второй цех к тому времени, когда первый уже выпустит 90 м материи?

91. Некто отдал восьмую часть своих денег за почтовые марки и еще в три раза больше денег за бумагу, после чего у него осталось 8 монет.

92. В два ящика упаковано 43 предмета. В первый ящик вошло на 9 предметов больше, чем во второй. Сколько предметов находится в первом ящике?

93. Кусок материи длиной 60 м разрезали на две части так, что одна из них составляет две трети другой. Какова длина того куска материи, который больше?

94. Предприятие отправило три четверти своей продукции на экспорт, а пятую часть этой продукции реализовало для своих рабочих. Какой процент продукции остался на складе предприятия?

95. Сок, заполняющий 6/7 объема емкости, стоит 72 сотни монет. Сколько сотен монет стоит 1/2 объема той же самой емкости?

96. В одной семье у каждой дочери равное число братьев и сестер, а у каждого сына сестер в два раза больше, чем братьев. Сколько в семье дочерей?

Читать еще:  Чем обработать деревья от муравьев

Диагностика умственных способностей детей 6–12 лет Методические рекомендации (стр. 6 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

9. РОЖЬ — ПОЛЕ. ЯБЛОНЯ —

а) сажать, б) яблоки, в) урожай, г) сад, д) дерево.

10. ПАРОХОД — ПРИСТАНЬ. ПОЕЗД —

а) депо, б) вокзал, в) рельсы, г) шпалы, д) вагоны.

Субтест 4 Подумай и напиши, что общего между этими двумя словами.

1. КОРОВА, ЛОШАДЬ — это …

2. МУРАВЕЙ, ДУБ — это …

3. ЧЕЛОВЕК, ПТИЦА — это …

4. ОЗЕРО, РЕКА — это …

5. ПОРТФЕЛЬ, РУЧКА — это …

6. ЯБЛОКО, ЗЕМЛЯНИКА — это …

7. САМОЛЁТ, ПАРОВОЗ — это …

8. ЛЫЖИ, КОНЬКИ — это …

9. ГОЛОД, ЖАЖДА — это …

10. ВАГОН, ТЕЛЕГА — это …

Субтест 5 Найди зависимость между числами и вставь пропущенное число.

7. 10, 7, 12, 9, 14, 11, 16, …

Субтест 1 Задание состоит из неоконченных предложений, в которых отсутствует одно слово. Найти из приведённых за предложением пяти слов то, которое лучше всего подходит для дополнения соответствующего предложения так, чтобы оно приобрело правильное значение.

1. Кролик больше всего похож на.

а) кошку, б) белку, в) зайца, г) лису, д) ежа.

2. У дерева всегда имеются.

а) листья, б) плоды, в) почки, г) корни, д) тень.

3. Противоположностью предательства является.

а) любовь, б) отвага, в) хитрость, г) трусость, д) преданность.

4. Обед не может состояться без.

а) голода, б) пищи, в) стола, г) воды, д) сервиза.

5. Занятием, противоположным отдыху, является.

а) прогулка, б) забота, в) труд, г) усталость, д) тренировка.

6. Сыновья бывают старше, чем отцы…

а) часто, б) никогда, в) не всегда, г) редко, д) обычно.

7. В слове всегда есть.

а) приставка, б) корень, в) суффикс, г) окончание.

8. Часть речи — это.

а) основа, б) подлежащее, в) глагол, г) имя. д) определение.

9. Фонетика изучает.

а) слово, б) звуки, в) сказуемое, г) словосочетание, д) предложение.

10. Бессердечный человек — это.

а) безжалостный, б) хитрый, в) глупый, г) трусливый, д) отважный.

11. . — это многозначное слово.

а) трамвай, б) книга, в) дерево, г) стол, д) ручка.

12. Второстепенный член предложения — это.

а) местоимение, б) имя существительное, в) подлежащее, г) сказуемое, д) обращение.

Субтест 2 Из данных пяти слов четыре по значению похожи. Вам следует найти пятое слово, которое не относится к данной связи и является лишним.

1. а) стул, б) стол, в) птица, г) шкаф, д) кровать.

2. а) сидеть, б) лежать, в) стоять, г) идти, д) сидеть на корточках.

3. а) писать, б) рубить, в) шить, г) читать, д) аплодировать.

4. а) узкий, б) угловатый, в) короткий, г) высокий, д) широкий.

5. а) велосипед, б) автобус, в) мотоцикл, г) поезд, д) трамвай.

6. а) ездить, б) летать, в) бегать, г) грести, д) кататься.

7. а) Лермонтов, б) Пушкин, в) Маршак, г) Репин, д) Толстой.

8. а) багровый, б) алый, в) красный, г) коричневый, д) розовый.

9. а) имя прилагательное, б) местоимение, в) имя существительное, г) глагол, д) предлог.

10. а) матрос, б) плотник, в) шофёр, г) пловец, д) парикмахер.

11. а) отважный, б) верный, в) храбрый, г) талантливый, д) трусливый.

12. а) тонкий, б) узкий, в) короткий, г) худой, д) дородный.

Субтест 3 Вам предложено три слова. Между первым и вторым словом существует определённая связь, за третьим словом следует пунктирная линия. Ниже приведены 5 слов, из которых Вы должны найти одно, которое было бы связано с приведённым словом точно так же, как 1-е и 2-е слово.

1. ЛЕС — ДЕРЕВО. ЛУГ — …

а) трава, б) сено, в) корм, г) зелень, д) пастбище

2. ТЁМНЫЙ — СВЕТЛЫЙ. МОКРЫЙ — …

а) дождливый, б) дневной, в) сырой, г) ветреный, д) сухой

3. ШКОЛА — ДИРЕКТОР. КРУЖОК — …

а) заведующий, б) руководитель, в) председатель, г) член, д) кассир

4. КРУГ — ШАР. КВАДРАТ — …

а) призма, б) фигура, в) прямоугольник, г) тело, д) куб

5. ЛУНА — ЗЕМЛЯ. ЗЕМЛЯ — …

а) Марс, б) Солнце, в) звёзды, г) космос, д) планета

6. ГОРЫ — ПЕРЕВАЛ. РЕКА — …

а) лодка, б) мост, в) брод, г) паром, д) берег

7. ВИКТОРИНА — ИГРА. ДИАЛОГ — …

а) приветствие, б) усилие, в) разговор, г) рассказ, д) вывод

8. НЕБО — ОБЛАКА. РОЩА — …

а) ручей, б) цветы, в) трава, г) деревья, д) птицы

9. ГОЛОД — ИСТОЩЕНИЕ. ТРУД — …

а) усилие, б) отдых, в) плата, г) усталость, д) подъём

10. ЖИВОТНОЕ — КОЗА. ПИЩА — …

а) продукт, б) еда, в) кухня, г) обед, д) хлеб

11. МАТЕРИАЛ — ШИТЬ. БУМАГА — …

а) резать, б) рвать, в) клеить, г) печатать, д) писать

12. ЕЛЬ — ДУБ. ШКАФ — …

а) мебель, б) жилая комната, в) салфетка, г) скатерть, д) письменный стол

Субтест 4 Вам предложено два слова. Следует решить, что каждое из них означает, и найти, что в них общего.

1. РОЖЬ, ПШЕНИЦА — это…

2. CЫР, МАСЛО — это…

3. ЯБЛОКО, ЗЕМЛЯНИКА — это…

4. ПОЕЗД, КОРАБЛЬ — это…

5. ОТТЕПЕЛЬ, ЗАМОРОЗКИ — это…

6. ШЕРСТЬ, СИТЕЦ — это…

7. ЧАСЫ, ТЕРМОМЕТР — это…

8. НОС, ГЛАЗА — это…

9. ГРОМКО, ТИХО — это…

10. ИСТОРИЯ, АРХЕОЛОГИЯ — это…

11. МУРАВЕЙ, ДУБ — это…

12. ГЕРБ, ФЛАГ — это…

Субтест 5 Каждое задание состоит из ряда чисел, которые расположены в определённом порядке. Вашей задачей является выявить ту закономерность, по которой построен ряд, и найти число, продолжающее ряд.

Субтест № 4

Инструкция: начинайте с 1-й пробы для всех испытуемых. Спросите: “В чем сходство, что общего у апельсина и банана?”. Если испытуемый объясняет, что оба фрукта или что их едят, скажите “хорошо” и переходите к пробе 2.

Если испытуемый вспоминает различия, затрудняется с ответом или говорит, что они не имеют сходства, оцените эту пробу “0” и скажите: “Они сходны тем, что оба фрукты, Вы едите их, оба имеют кожуру”, затем переходите к заданию 2.

Каждую пробу начинайте словами: “В чем сходство, что общего у . “. Если испытуемый выполняет правильно, через некоторое время вторую формулировку (“что общего”) можно опустить. Начиная с 3-й пробы ничего не объясняйте испытуемому.

Прекращайте исследование после 4-х неудач испытуемого подряд (можно проверить больше).

Оценка: каждая проба оценивается 2, 1 или 0 баллов.

Максимальная оценка – 26.

Общими критериями для оценки 2, 1 или 0 для любой пробы является следующее:

2 балла: любая общая классификация, которая является наиболее уместной для обоих слов пары.

1 балл: любой специфический присущий признак, общий для 2-х слов и который составляет подходящее сходство.

0 баллов: специфические свойства, присущие для каждого отдельного слова пары, обобщить которые не уместно или различия.

Слова к субтесту “Сходства” и примерные ответы

Нижеприведенные примеры являются некоторыми типическими стандартными ответами и иллюстрируют, как они могут быть оценены. Слова “Оба являются” или “Оба имеют” обычно предшествуют большинству ответов.

Читать еще:  Как поймать королеву муравьев

1.Апельсин – Банан.

1 балл: Пищевые продукты . Их едят. Имеют кожуру. Одинакового цвета. Растут на юге. Содержат витамины…

0 баллов: Круглые. Одинаковой формы. Вкусные. Содержат калории.

2. Пальто – Платье.

2 балла: Предметы одежды. Одежда (одеяние). Обмундирование.

1 балл: Сделаны из ткани. Сохраняют тепло. Одевают (покрывают) тело. Их одевают… Вещи, чтобы одевать (носить).

0 баллов: Пальто теплее, чем платье. Сделаны из одного материала (такой же ткани). Пальто одевают поверх платья. Имеют пуговицы.

3. Топор – Пила.

2 балла: Инструменты. Отрезающий инструмент. Режущий инструмент (орудие).

1 балл: Используются плотниками. Отрезают (разделяют). Металлические изделия. Скобяные товары.

0 баллов: Сделаны из металла. Оба острые (опасны). Имеют ручки. Для пилки (пиления) и колки (два разных действия).

4. Собака – Лев.

2 балла: Животные. Млекопитающие. Звери. Хищники

1 балл: Ноги . Шерсть (мех, шкура). Хвосты. Относятся к одному роду (виду).

0 баллов: Похожи друг на друга… Лев больше, рычит, собака меньше, лает. Опасны.

5. Стол – Стул.

2 балла: Мебель. Предметы мебели. Предметы домашней обстановки (домашнего обихода, домашнего хозяйства)

1 балл: Домашние предметы. Находятся в кухне, столовой (ресторане). Используются тогда, когда Вы едите пишу.

0 баллов: На столе едят, на стуле сидят. Имеют 4 ножки. Деревянные предметы.

6. Север – Запад.

2 балла: Направления. Направления компаса (части света). Компасные точки. Стороны света (страны света).

1 балл: Показывают (говорят), куда (в каком направлении) идти. Места на карте.

0 баллов: Расстояние. Удаленность. Идти или в том, или в другом направлении. Погода (климат) похожи.

7. Глаз – Ухо.

2 балла: Органы чувств (ощущений и восприятия). Органы ощущения. Ощущения. Чувства. Рецепторы. Восприятие стимулов окружающей среды

1 балл: Органы. Части тела (лица, головы). Вы узнаете от них… Вы получаете знания через них.

0 баллов: Необходимы человеку. Видите глазом, ухом слышите. Оба – отверстия (имеют отверстия). Узнаете о том, что вам говорят. Вы читаете по губам, а ухом слышите, о чем говорят. Вы нуждаетесь в обоих. Расположены на голове.

8. Поэма – Статуя.

2 балла: Произведения искусства. Художественные творения (произведения). Выражение эстетических (художественных) чувств, идей.

1 балл: Созданы человеком. Нечто прекрасное. Волнующие (возбуждающие) чувства. Выражение эмоции или идеи (мысли). Символичны. Являются мемориальными. Сделаны для памяти (увековечения). Рассказывают историю.

0 баллов: Поэма описывает статую. Создаются известными людьми. Они неживые. Неодушевленные предметы. Вы читаете поэму и смотрите на статую. Они нравятся людям. Сохраняются долгое время, если хорошие.

9. Похвала – Наказание.

2 балла: Средства (меры) дисциплины (воспитания). Метод критического разбора (оценки). Средства воздействия на других. Методы побуждения (мотивирования).

1 балл: Для воспитания людей. Чтобы выразить свое отношение. Применяются к людям, чтобы получить (достигнуть) определенных цели, результата… Способы получения того, что нужно.

0 баллов: Идут на пользу человеку.

10. Яйцо – Зерно

2 балла: Начало жизни. От них происходит размножение, воспроизведение. Воспроизводят то, из чего они сами происходят. Эмбрионы (зародыши). Происходит потомство от обоих.

1 балл: Что-то вырастает из обоих. Производят. Дают жизнь (неполное объяснение). Могут создавать. Пища. Имеют оболочку. Что-нибудь развивается из обоих. Средства воспроизведения, размножения. (кроме этого больше не объясняет).

0 баллов: Растут. Один происходит от другого. Имеют желток (белок). Являются круглыми. Курица клюет зерно и несет яйца.

11 Воздух – Вода.

2 балла: Необходимы для жизни. Нам необходим воздух, чтобы жить и мы должны иметь воду, чтобы жить. Необходимы для функционирования человеческого организма. Без них невозможно жить.

1 балл: Элементы, стихии (“Четыре стихии”: земля, воздух, огонь, вода). Помогают нам жить. Средства (среды) транспортирования (передвижения). И то и другое необходимо, нужно. Оба нужны человеку. Жидкие (флюиды текучие). Содержат кислород.

0 баллов: Повсюду на земле… Продукты природы… Содержат воду… Вдыхаете воздух и пьёте воду. Вода субстанция и воздух субстанция.

12. Древесина – Спирт.

2 балла: Органические соединения (вещества). Содержат углерод. Углеводороды.

1 балл: Горючие (горят). Используются в производстве (сырье для промышленности). Используются как топливо.

0 баллов: Продукты дерева (получают из дерева). Спирт (алкоголь) делают из древесины. Полезны.

13. Муха – Дерево.

2 балла: Живое (живые) . Имеют жизнь. Живая природа.

1 балл: Дышат. Растут. Нуждаются в пище. Увеличиваются. Нуждаются в солнечном свете, чтобы жить. Созданы природой. Природа.

0 баллов: Живут на воздухе и в воздухе. Муха имеет крылья, дерево имеет листву. Муха маленькая, дерево большое. Полезны человеку. Мухи разносят микробов.

studopedia.org – Студопедия.Орг – 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) .

Субтест № 4

Инструкция: начинайте с 1-й пробы для всех испытуемых. Спросите: “В чем сходство, что общего у апельсина и банана?”. Если испытуемый объясняет, что оба фрукта или что их едят, скажите “хорошо” и переходите к пробе 2.

Если испытуемый вспоминает различия, затрудняется с ответом или говорит, что они не имеют сходства, оцените эту пробу “0” и скажите: “Они сходны тем, что оба фрукты, Вы едите их, оба имеют кожуру”, затем переходите к заданию 2.

Каждую пробу начинайте словами: “В чем сходство, что общего у . “. Если испытуемый выполняет правильно, через некоторое время вторую формулировку (“что общего”) можно опустить. Начиная с 3-й пробы ничего не объясняйте испытуемому.

Прекращайте исследование после 4-х неудач испытуемого подряд (можно проверить больше).

Оценка: каждая проба оценивается 2, 1 или 0 баллов.

Максимальная оценка – 26.

Общими критериями для оценки 2, 1 или 0 для любой пробы является следующее:

2 балла: любая общая классификация, которая является наиболее уместной для обоих слов пары.

1 балл: любой специфический присущий признак, общий для 2-х слов и который составляет подходящее сходство.

0 баллов: специфические свойства, присущие для каждого отдельного слова пары, обобщить которые не уместно или различия.

Слова к субтесту “Сходства” и примерные ответы

Нижеприведенные примеры являются некоторыми типическими стандартными ответами и иллюстрируют, как они могут быть оценены. Слова “Оба являются” или “Оба имеют” обычно предшествуют большинству ответов.

1.Апельсин – Банан.

1 балл: Пищевые продукты . Их едят. Имеют кожуру. Одинакового цвета. Растут на юге. Содержат витамины…

0 баллов: Круглые. Одинаковой формы. Вкусные. Содержат калории.

2. Пальто – Платье.

2 балла: Предметы одежды. Одежда (одеяние). Обмундирование.

1 балл: Сделаны из ткани. Сохраняют тепло. Одевают (покрывают) тело. Их одевают… Вещи, чтобы одевать (носить).

0 баллов: Пальто теплее, чем платье. Сделаны из одного материала (такой же ткани). Пальто одевают поверх платья. Имеют пуговицы.

3. Топор – Пила.

2 балла: Инструменты. Отрезающий инструмент. Режущий инструмент (орудие).

1 балл: Используются плотниками. Отрезают (разделяют). Металлические изделия. Скобяные товары.

0 баллов: Сделаны из металла. Оба острые (опасны). Имеют ручки. Для пилки (пиления) и колки (два разных действия).

4. Собака – Лев.

2 балла: Животные. Млекопитающие. Звери. Хищники

1 балл: Ноги . Шерсть (мех, шкура). Хвосты. Относятся к одному роду (виду).

0 баллов: Похожи друг на друга… Лев больше, рычит, собака меньше, лает. Опасны.

5. Стол – Стул.

2 балла: Мебель. Предметы мебели. Предметы домашней обстановки (домашнего обихода, домашнего хозяйства)

1 балл: Домашние предметы. Находятся в кухне, столовой (ресторане). Используются тогда, когда Вы едите пишу.

0 баллов: На столе едят, на стуле сидят. Имеют 4 ножки. Деревянные предметы.

6. Север – Запад.

2 балла: Направления. Направления компаса (части света). Компасные точки. Стороны света (страны света).

1 балл: Показывают (говорят), куда (в каком направлении) идти. Места на карте.

0 баллов: Расстояние. Удаленность. Идти или в том, или в другом направлении. Погода (климат) похожи.

Читать еще:  Как избавиться от муравьев на участке навсегда

7. Глаз – Ухо.

2 балла: Органы чувств (ощущений и восприятия). Органы ощущения. Ощущения. Чувства. Рецепторы. Восприятие стимулов окружающей среды

1 балл: Органы. Части тела (лица, головы). Вы узнаете от них… Вы получаете знания через них.

0 баллов: Необходимы человеку. Видите глазом, ухом слышите. Оба – отверстия (имеют отверстия). Узнаете о том, что вам говорят. Вы читаете по губам, а ухом слышите, о чем говорят. Вы нуждаетесь в обоих. Расположены на голове.

8. Поэма – Статуя.

2 балла: Произведения искусства. Художественные творения (произведения). Выражение эстетических (художественных) чувств, идей.

1 балл: Созданы человеком. Нечто прекрасное. Волнующие (возбуждающие) чувства. Выражение эмоции или идеи (мысли). Символичны. Являются мемориальными. Сделаны для памяти (увековечения). Рассказывают историю.

0 баллов: Поэма описывает статую. Создаются известными людьми. Они неживые. Неодушевленные предметы. Вы читаете поэму и смотрите на статую. Они нравятся людям. Сохраняются долгое время, если хорошие.

9. Похвала – Наказание.

2 балла: Средства (меры) дисциплины (воспитания). Метод критического разбора (оценки). Средства воздействия на других. Методы побуждения (мотивирования).

1 балл: Для воспитания людей. Чтобы выразить свое отношение. Применяются к людям, чтобы получить (достигнуть) определенных цели, результата… Способы получения того, что нужно.

0 баллов: Идут на пользу человеку.

10. Яйцо – Зерно

2 балла: Начало жизни. От них происходит размножение, воспроизведение. Воспроизводят то, из чего они сами происходят. Эмбрионы (зародыши). Происходит потомство от обоих.

1 балл: Что-то вырастает из обоих. Производят. Дают жизнь (неполное объяснение). Могут создавать. Пища. Имеют оболочку. Что-нибудь развивается из обоих. Средства воспроизведения, размножения. (кроме этого больше не объясняет).

0 баллов: Растут. Один происходит от другого. Имеют желток (белок). Являются круглыми. Курица клюет зерно и несет яйца.

11 Воздух – Вода.

2 балла: Необходимы для жизни. Нам необходим воздух, чтобы жить и мы должны иметь воду, чтобы жить. Необходимы для функционирования человеческого организма. Без них невозможно жить.

1 балл: Элементы, стихии (“Четыре стихии”: земля, воздух, огонь, вода). Помогают нам жить. Средства (среды) транспортирования (передвижения). И то и другое необходимо, нужно. Оба нужны человеку. Жидкие (флюиды текучие). Содержат кислород.

0 баллов: Повсюду на земле… Продукты природы… Содержат воду… Вдыхаете воздух и пьёте воду. Вода субстанция и воздух субстанция.

12. Древесина – Спирт.

2 балла: Органические соединения (вещества). Содержат углерод. Углеводороды.

1 балл: Горючие (горят). Используются в производстве (сырье для промышленности). Используются как топливо.

0 баллов: Продукты дерева (получают из дерева). Спирт (алкоголь) делают из древесины. Полезны.

13. Муха – Дерево.

2 балла: Живое (живые) . Имеют жизнь. Живая природа.

1 балл: Дышат. Растут. Нуждаются в пище. Увеличиваются. Нуждаются в солнечном свете, чтобы жить. Созданы природой. Природа.

0 баллов: Живут на воздухе и в воздухе. Муха имеет крылья, дерево имеет листву. Муха маленькая, дерево большое. Полезны человеку. Мухи разносят микробов.

studopedia.org – Студопедия.Орг – 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Что общего между невестой и ведьмой, быком и пчелой: Как появились современные русские слова

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Повседневные слова хранят в себе тайны происходивших с языком изменений, а ещё говорят о невероятной мудрости и прозорливости предков, умевших подмечать суть вещей, давать им предельно точные, ёмкие номинации.

Среди самых невероятных, но исторически родственных лексем, находятся такие, которые в современном звучании полностью разошлись между собой, и те, что звучат похоже, но значение их сильно изменилось.

Бык и пчела

Что может быть общего между огромным пасущемся на лугу копытным и маленьким опыляющим цветок насекомым? Современному человеку, скорее всего, эти живые существа покажутся совершенно непохожими, а древние славяне думали иначе.

Существительные когда-то образовались от общего для славянских языков корня *bykъ — звукоподражания со значением “мычать”. Старинная словоформа, обозначающая жужжащее насекомое, писалась бъчела. Из-за слабой позиции сверхкраткий гласный ъ перестал произноситься, а звук б оглушился до п. Так появилось современное слово пчела. Древний народ подметил сходство издаваемых насекомым при полёте звуков с мычанием быка, поэтому и прозвал его так.

Невеста и ведьма

Кроме того, что оба существительных обозначают лиц женского пола, у слов имеется ещё одна тесная связь — происхождение от старославянского глагола вѣдати (“знать”). Только лексема невеста возникла как отрицание (не + ведать), то есть “незнакомая, неизвестная”, а ведьма — как утверждение, “ведающая”. Заложенный в слово “невеста” смысл обусловлен обычаем сватовства, когда родители или сваты договаривались о заключении брака зачастую между незнакомыми друг с другом парнем и девушкой. Поэтому, когда в дом приводили будущую жену, она была неизвестна жениху. А ведьмой называли колдунью, владевшую магическими знаниями.

Ладонь и долина

Кажется, что между этими существительными и их значениями нет очевидной взаимосвязи. Но это лишь кажется! Ясно, что лексемы похожи, более того, они практически анаграммны, стоит лишь поменять местами первый и второй слоги.

История возникновения доказывает, что перед нами однокоренные слова. Как и в ситуации с “пчелой”, слово ладонь в незапамятные времена звучало несколько иначе: долонь или длань. Образовалось оно от праславянского корня *dolnь со значением “низ, дол”. Название части тела буквально переводилось “обращённая вниз, к долу”. Исторически первые два слога поменялись местами, затем под воздействием законов редукции буква о перешла в а. Так появилась современная словоформа ладонь.

Существительное долина сохранило свою прямую связь с древним корнем и значением “низкая местность”.

В языке осталось ещё одно родственное вышеупомянутым лексемам слово “подол” (дословно “стелющийся по низу”).

Польза, льгота и нельзя

Сегодняшнее написание и звучание этих слов объединяет лишь несколько букв — это остаток древнего корня *lьgа (“свобода, лёгкость”), общего для всех трёх слов. Словоформы образовались от одной основы, но в итоге лексемы приобрели отличный друг от друга смысл.

Польза от значения “свобода” перешло к концепту “облегчение”, затем к понятию “благо” (освобождение от чего-либо приносит облегчение и становится благом). Звук г в результате процесса палатализации (смягчения) трансформировался в з.

Льгота в точности сохранило свой первоначальный смысл “освобождение от обременения”.

Нельзя развивалось по следующему пути: “не + свобода”, то есть нет возможности, а значит “невозможно, не разрешено”.

Любовь и любой

Удивительный пример того, как когда-то родственные по происхождению и смыслу слова в процессе развития языка разошлись в своих значениях, но сохранили созвучность.

Появились обе лексемы от праславянского *ljubъ — страстно желать, испытывать любовь. Первоначально “любой” (любый) имело значение “милый, вызывающий любовь”. Затем появилось понятие “тот, который нравится больше” или “предпочтительный”, и в конце концов в современном русском языке утвердилось значение “каждый”.

Интересно, что родственник лексемы любовь — известное всем, живущим в XX-XXI вв., прославленное Фрейдом латинское “либидо” (неуёмное желание).

Раскрывая спрятанные в обыденных словах тайны, обнаруживая их изначальный смысл и произношение, человек по-новому оценивает то культурное наследие, которое накопил русский язык, свежим взглядом смотрит на мир вокруг. И видит тонкую взаимосвязь всего существующего, ту, которой, возможно, обладали наши древние праотцы, и которую современные люди утратили, точно также как потеряли способность произносить старославянские звуки “ять”, “ер”, “ерь”. Мир, в котором “любой” значит “любый”, мир, в котором всё находится в постоянном живом взаимодействии.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector