Фотоотчет: Ремонт диностартера мотороллера Муравей, Тула

Фотоотчет: Ремонт диностартера мотороллера Муравей, Тула

До полного совершенства диностартеру как девайсу также далеко как нашему заводу ВАЗ до премиум сегмента. Но если хотя бы раз в сезон провести грамотное обслуживание коллекторного узла, коммутационной аппаратуры, аккумуляторной батареи, то при всех своих врожденных недостатках, диностартер способен прослужить очень и очень долго вплоть до 30 000 км, а то и больше.

Основные неисправности

  • Механические, обусловленные естественным износом, сгоранием обмоток, разрушением контактных групп
  • Конструкционные, обусловленные особенностями конструкции
  • Неисправности реле-регулятора, которые приводят к отказу диностартера

Самые неприятные неисправности связаны с механикой: сгорание обмоток, межвитковое замыкание, износ или разрушением коллектора. Остальные механические неисправности такие как износ или зависание щеток, загрязнение коллектора, обрыв или окисление проводов и клемм устраняются достаточно легко.

Инструменты

  • Большая и маленькая плоская отвертка
  • Съемник
  • Тестер
  • Головка на 17

Диагностика

Первый признак, что в диностаретере или реле-регуляторе что-то сгорело, коротнуло или разрушилось — это когда ни с того ни сего прямо посреди дороги у вас загорается лампа контроля заряда аккумуляторной батареи.

Если с вами такое произошло, то первое что нужно будет сделать — это осмотреть провода идущие от диностартера к реле-регулятору, проверить предохранитель, снять крышку с реле-регулятора и хотя бы визуально определить целостность его элементов, снять ротор посмотреть, что с щетками и коллектором и если ничего подозрительного там не обнаружится — обратится за помощью к очень грамотному электрику.

Можно попробовать выявить неисправность самостоятельно и в рамках этой статьи можно было бы описать все этапы проверки, в том числе авторские наработки, но этим заниматься никто из вас не будет. В лучшем случае потыкаете пару раз тестером и забросите вы это дело, а то и вопрете вместо диностартера магнету.

Второй верный признак, что с вашим диностартером полный порядок, но просто пришло время его обслужить — это когда на холостых и малых оборотах двигателя контрольная лампа заряда начинает сначала слегка помигивать, потом начинает гореть более устойчиво и через некоторое время начинает гореть в полный накалом во всем диапазоне оборотов работы двигателя.

Как в первом так и втором случае без разборки диностартера о его состоянии мало что можно узнать, поэтому при любых нареканиях на его работу засучиваем рукава, готовим инструмент и приступаем.

Разборка

Снимаем все что мешает снятию ротора, держим ротор рукой за вентилятор и отворачиваем гайку

У хорошего хозяина под гайкой должна стоять шайба и гровер. У плохого и гайки то не будет…

Снимаем ротор с коленчатого вала. Ротор можно снять как заводским съемником так и самодельным — без разницы.

Первым делом осматриваем коллектор ротора и щетки. Коллектор не должен иметь износа повреждений. Например вот этот коллектор просто грязный и после того как мы его отмоем диностартер снова заработает.

А у этого коллектора какие-то олени выломали ламели. Такому ротору будет сложно помочь и проще его выбросить. Чтобы с вашим ротором такого не произошло — подбирайте болты для муфты под магнету и вентилятора соответствующей длины, а не лепите туда все что есть под рукой…

Этот коллектор чем-то задрало, ламели коротнуло между собой и диностартер сдох. Если найти хорошего токаря, то он сможет проточить задир и работоспособность ротора восстановится.

Бывают ситуации, когда ротор роняют или бьют по обмоткам. Сами понимаете, повреждения силовых обмоток надежности системе энергообеспечения вашего мотороллера не прибавят, поэтому обращайтесь с такими устройствами очень аккуратно и используйте съемники, а не сбивайте как трактористы молотком.

На этом роторе кто-то смачно всандолил по обмоткам

Чистка коллектора

Берем маленькую отвертку и вычищаем грязь между ламелей. Чистить коллектор нужно очень аккуратно, чтобы не поцарапать ламели

После чистки продуваем коллектор сжатым воздухом, моем чистым бензином и вытираем насухо тряпкой. Коллектор лучше всего мыть кисточкой: мочим кисточку в чистом бензине и намываем его до полного удаления грязи. Когда бензин полностью испарится берем кусок какой-нибудь не ворсистой ткани, немного смачиваем ее в бензине и тщательно с максимально возможным усилием натираем коллектор до идеальной чистоты.

Проверка обмоток ротора

Переводим тестер в режим прозвонки и проверяем контуры обмотки на пробой: один щуп ставим на корпус ротора, вторым поочередно касаемся всех ламелей. Если на какой-нибудь ламели тестер запищит или выдаст на экран много цифр — обмотка пробита и такой ротор следует заменить.

Читать еще:  Муравьи на могиле к чему это

Проверка обмоток статора

Отворачиваем болты крепления статора, обстукиваем его по кругу деревянной киянкой, снимаем с двигателя, переворачиваем его проводами к себе, переводим тестер в режим прозвонки, подключаем щупы тестера к двум крайним правым выводам обмоток, если тестер запищит — обрыва обмоток нет.

Тоже самое проделываем с оставшимися двумя проводами: переводим тестер в режим прозвонки, подключаем щупы тестера к концам проводов, если тестер запищит — обрыва обмотки нет.

После проверки обмоток на обрыв — проводим дополнительную проверку статора на пробой обмоток: переводим тестер в режим прозвонки, одним щупом поочередно касаемся проводов, вторым — касаемся корпуса статора. Если тестер не запищит — обмотки не пробиты. Если запищит или на экране побегут цифры — обмотки пробиты на массу.

Проверка щеток

Переворачиваем статор щетками к себе, проверяем щетки на износ: рабочая поверхность щеток немного тоньше основной, если на ваших щетках рабочая поверхность стерлась — меняйте такую щетку на новую.

После проверки щеток на износ — поочередно проверяем как щетки ходят в гнездах, если щетки зависают — обтачиваем их напильником пока они не станут перемещаться в гнездах без заеданий.

После всего проделанного устанавливаем детали диностартера на место, регулируем зажигание и наслаждаемся безукоризненной работой электрики вашего мотороллера.

Ремонт династартера мотороллера «муравей»

Эх, сколько-же было в свое время, послано проклятий и не лестных слов «счастливыми» владельцами «Муравьев» в адрес конструкторов, которые нечего лучшего не придумали, кроме как вместо обычного и хорошо зарекомендовавшего себя с лучшей стороны генератора переменного тока, установить весьма несовершенный, сложный, а главное очень ненадежный и капризный «девайс» под названием династартер.

Вот и приходится по сей день владельцам «Муравьев» время от времени брать в руки инструменты и отдуваться за чужие «косяки». Впрочем ладно, сегодня разговор пойдет не об этом…

Типичная ситуация: на «Муравье» при работающем двигателе горит красная лампочка, что нам говорит об отсутствии зарядки, то есть генератор попросту не дает ток. В таких случаях я сперва осматриваю провода идущие к династартеру и реле-регулятору, проверяю работу реле-регулятора и для полного счастья подаю принудительно ток на шунтирующею обмотку, если после всего проделанного зарядка не появилась-значит неисправность скрыта в самом династартере.

Основные неисправности династартера заключаются в следующем:

  • Износ или зависание щеток
  • Загрязнение коллектора ротора
  • Нарушение целостности проводов и обмоток, межвитковое замыкание, замыкание на корпус-все эти неисправности встречается крайне редко в отличии от первых двух

Вот такой у нас сегодня будет экземплярчик.

Для начала нам необходимо снять кожух охлаждения, о том как его снять я подробно останавливаться не буду, так как при его снятии проблем у вас возникнуть не должно.

После снятия кожуха, нам нужно открутить кулачок прерывателя за которым находиться гайка крепящая ротор.

Теперь нужно открутить гайку на цапфе. Берем ключ, в моем случае это головка на 17 и придерживая левой рукой ротор за крыльчатку вентилятора откручиваем гайку (резьба правая).

Ротор династартера снять можно будет только с помощью специального съемника, все ваши попытки снять ротор при помощи монтировок молотков и зубил заранее обречены на провал, так что не советую…

На всякий случай выкладываю размеры съемника.

Затем вкручиваем съемник до упора в ротор, и начинаем закручивать винт. Если таким способом ротор снять не удается, нужно слегка ударять молотком по торцу винта одновременно его закручивая.

Ротор мы благополучно сняли и как вам хорошо видно на фото коллектор его сильно загрязнен (типичная неисправность) что само собой привело к отказу династартера.

После снятия ротора, попутно была выявлена другая неисправность: следы масла в корпусе генератора что свидетельствует о негерметичности сальника или большом радиальном люфте в коренном подшипнике. Сальник в любом случае надо заменить. Для этого, — откручиваем болты на статоре и снимаем его с фланца.

Итак, фланец вместе с сальником снят. Как вам хорошо видно на фото кромки сальника оказались сильно изношены, почему он износился я расскажу дальше.

Как оказалось: причина износа сальника в том, что при установке фланца, герметиком замазали масляный канал (выделен красным) по которому масло поступает к кромкам сальника.

Читать еще:  Как выглядят муравьи

[stextbox > Хочу дать вам не большой совет: когда будете устанавливать фланец обратно не стоит на него наносить герметик пользуйтесь штатной прокладкой.[/stextbox]

О том как правильно установить фланец с сальником на место я вам расскажу в конце статьи.

А сейчас, мы поговорим о причине которая спровоцировала отказ династартера. Причина оказалась так сказать типичная для генераторов данного типа (постоянного тока) а именно — загрязнение коллектора.

Для того чтобы восстановить его работоспособность нам нужно почистить коллектор ротора. Как это сделать? Все не так сложно как может показаться на первый взгляд, для этого нам понадобиться игла и наждачная бумага зернистостью примерно 400.

Нужно иглой вычистить всю грязь и пыль от щеток между ламелями коллектора, затем зачистить коллектор наждачной бумагой до равномерного блеска. Затем не забудьте тщательно отмыть коллектор от грязи чистым бензином и просушить. Если коллектор сильно изношен его можно проточить на токарном станке (данную операцию можно доверять только хорошему токарю).

После зачистки и отмывки ротора нам необходимо заняться статором, его тоже желательно отмыть чистым бензином и поменять щетки на новые, тут сложного ничего нет главное чтобы щетки ходили в гнездах без заеданий, если щетки туго сидят в гнездах подточите их напильником.

Теперь о том как все правильно поставить все на место. Начнем с сальника: устанавливаем новый сальник в фланец, что бы облегчить эту задачу нагреваем фланец обычным строительным феном (только без фанатизма) и без проблем вставляем сальник. Маркировку сальника смотрим на фото.

Далее все тщательно отмываем удаляем остатки старых прокладок и герметика со всех плоскостей на кромки сальника наносим моторное мало и ставим фланец на место.

После того как вы прикрутили фланец к картеру нам нужно установить шпонку в паз . Иначе когда вы прикрутите статор шпонку вставить будет проблематично.

В заключении несколько советов.

  • Обращайтесь с ротором и статором очень осторожно не бросайте их на землю или в грязь лучше всего убирать их отдельно от инструментов и запчастей.
  • Болты крепящие фланец перед тем как закрутить нужно промыть в чистом бензине и отверстия под болты тоже нужно промыть постараться на всех гайках и болтах поправить резьбу
  • Установите статор на фланец и еще раз проверьте как ходят по гнездам щетки, не забудьте поставить пружинки проводки должны заходить в пазы гнезд
  • Чтобы правильно установить ротор нужно развернуть вал на который будите одевать ротор так что бы шпонка была вверху, и паз под шпонку тоже заранее поверните вверх затем не спеша одевайте ротор на вал, если вал не идет слегка покрутите его в лево-право и когда почувствуете что шпонка зашла в паз смело толкайте его до упора

gessor

gessor

Одна из наиболее важный подборок для владельцев тульской техники. На этот раз все статьи про ремонт, настройку и доводку. Одних только электросхем пять штук, а так же советы по сборке двигателя и кпп, ремонту редуктора, статья как сделать вторую нейтраль и стоит ли это делать, про регулировку карбюраторов, сцепления, несколько статей по доводке двигателя, доработке реле, парочка вариантов установки магнето и генераторов с ковровских мотоциклов, огромное количество статей про АКБ, и просто причины различных неисправностей.

Для начала хочу сообщить, что в предыдущей подборке облажался и 2 картинки относящиеся к теме “отдельных узлов” не были там размещены, в том числе и в pdf файле. Чуть позже, я перемещу их в ту тему на законное место, но в pdf файле они уже вряд ли появятся, если только в предпоследней подборке, для порядка так сказать.

Сентябрь 1957 – Описание двигателя нового мотороллера Тула Т-200. (За рулем, 1 страница).

Июль 1962 – О новом кик-стартере и воздушном фильтре. (За рулем, 1 страница).

А теперь уже про ремонт:

Март 1963 – Некоторые советы. (За рулем, 1 страница).

Июнь 1963 – 2 способа повысить мощность двигателя мотороллера Тула Т-200. (За рулем, 1 страница).

Май 1969 – Еще статья про повышение мощности. (За рулем, 1 страница).

Май 1966 – Как определить объем камеры сгорания и бесполезный совет о том, как заменить кулачек зажигания. (За рулем, 1 страница).

Читать еще:  К чему много муравьев на огороде

Декабрь 1965 – Сборка коробки передач Тулы Т-200. (За рулем, 2 страницы).

Ноябрь 1976 – Еще одна статья про переборку КПП. (За рулем, 2 страницы).

Февраль 1967 – Довольно бесполезная в наше время статья о том, как сделать для мотороллера Т-200 кик-стартер, которого не было на самых первых моделях. Если учесть, что сейчас крышка двигателя первых выпусков почти нигде не встречается и считается довольно редкой деталью, этот совет смотрется еще бесполезнее, но однако тут есть таблица всех деталей кик-стартера установленного на мотороллере Тула Т-200М. (За рулем, 2 страницы).

Ноябрь 1977 – Смелая идея установки топливного насоса. (За рулем, 1 страница).

Август 1967 – Еще некоторые советы по разборке двигателя и про свечу А6УС. (За рулем, 2 страницы).

Сентябрь 1967 – Ответ на вопрос читателя про замену колец, односторонний износ шины и поворотники. (За рулем, 1 страница).

Июнь 1968 – Таблица номинальных размеров цилиндров и поршневых пальцев Тулы. (За рулем, 1 страница).

Декабрь 1968 – Еще советы. (За рулем, 1 страница).

Апрель 1969 – Как сделать вторую нейтраль между 3 и 4 передачей. (За рулем, 1 страница).

Февраль 1970 – Автор статьи высказывает мнение, что не стоит делать нейталь между 3 и 4 передачей, как это советуется в статье ранее. (За рулем, 1 страница).

Октябрь 1969 – Как снять диностартер. (За рулем, 1 страница).

Январь 1970 – Как очистить глушитель Тулы. (За рулем, 1 страница).

Октябрь 1972 – Схема электрооборудования Туриста. (За рулем, 1 страница).

Январь 1993 – Схема электрооборудования. (Мото, 2 страницы).

Февраль 1995 – Еще одна с хема электрооборудования . (Мото, 1 страница).

Май 1996 – Еще схема электрооборудования . (Мото, 1 страница).

Июль 1996 – И еще одна схема электрооборудования . (Мото, 1 страница).

Январь 1993 – Таблица коммутации клем в замке зажигания Тулы. (За рулем, 1 страница).

Июнь 1969 – Как подсоединить диностартер, какие провода куда идут. (За рулем, 1 страница).

Март 1974 – Способ регулировки реле. (За рулем, 1 страница).

Июль 1974 – Замена реле обратного тока на диод. (За рулем, 1 страница).

Август-сентябрь 1990 – Схема установка амперметра и снова замена реле обратного тока диодом. (За рулем, 1 страница).

Апрель 1974 – Перегрев коллектора. (За рулем, 1 страница).

Май 1982 – Как восстановить батарею. (За рулем, 1 страница).

Ноябрь 1985 – Огромное количество нюансов про аккумулятор. (За рулем, 2 страницы).

Март 1986 – Еще про восстановление батареи. (За рулем, 1 страница).

Апрель 1986 – И опять про ремонт АКБ. (За рулем, 2 страницы).

Июль 1987 – И буквально “еще раз о батареях”. (За рулем, 2 страницы).

Август 1991 – Возможная причина разрядки АКБ. (За рулем, 1 страница).

Апрель 1992 – Очередной способ восстановления батареи, который мало отличается от предыдущих. (Мото, 1 страница).

Июнь 1990 – Замена катушки. (За рулем, 1 страница).

Январь 1993 – Использование катушки зажигания Б-115 от Жигулей на мотороллере. (Мото, 1 страница).

Май 1976 – Рассматриваются возможные причины падения мощности от системы питания до системы выпуска. (За рулем, 2 страницы).

Июнь 1976 – Продолжение предыдущей статьи, часть 2. (За рулем, 1 страница).

Сентябрь 1984 – Почему нельзя ставить двигатель от Тулицы на Муравей. Причина банальна – различие в головках цилиндра. (За рулем, 1 страница).

Январь 1991 – Регулировка карбюратора К-62. (Мото, 2 страницы).

Июнь 1992 – Название говорит само за себя, неисправности карбюратора К-62. (Мото, 1 страница).

Июль 1991 – Самые распространенные неисправности двигателя Муравья. (За рулем, 1 страница).

Февраль 2003 – Подробная статья о том, как перебрать тульский двигатель “от и до”. (Мото, 4 страницы).

Февраль 1992 – Таблица всех подшипников на мотороллере Муравей. (Мото, 1 страница).

Апрель 1993 – Регулировка сцепления. (Мото, 1 страница).

Январь 1995 – Статья о неисправностях редуктора и способах их устранения. (Мото, 4 страницы).

Январь 1992 – Установка магнето. (Мото, 2 страницы).

Май 1993 – Еще 2 альтернативы родному генератору: снова магнето или генератор от Восхода-3М. (Мото, 2 страницы).

Май 2000 – Совет по установке на мотороллер ковровского генератора взамен родного диностартера. (Мото, 1 страница).

Декабрь 1995 – Большая статья про свечи зажигания в трех частях, неисправности, нюансы, таблица импортных аналогов. Часть 1. (Мото, 3 страницы).

Январь 1996 – Продолжение, часть 2. (Мото, 2 страницы).

Февраль 1996 – Продолжение, часть 3. (Мото, 2 страницы).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector